Геймификация, игрофикация, мотивация… Об этих понятиях говорят много. Каждый бизнес-заказчик основывается на волне повышенного интереса к геймификации и внедряет этот процесс в рабочие задачи сотрудников.
Вы не задумывались, что игрофикация окружает нас по жизни? В школе за правильный ответ на уроке вы получали выстриженную пятёрку из цветной бумаги, а если не сделали домашнее задание, то получали хмурую тучку, которая означает двойку. Для студента мотивация ходить на каждую лекцию и практику — получение зачёта или хорошая оценка на экзамене. Уже в советское время применялась мотивация. Не верите? На каждом заводе использовалась доска почёта, где ежемесячно отмечали тех, кто отличался в трудовой деятельности.
В этой статье мы развеем миф, что геймификация рабочих процессов — это сотрясание воздуха, и поможем выстроить процесс мотивации персонала, который основывается на нашем успешном примере с компанией Tele2.
Играть нельзя работать
Каждый читатель сам поставит запятую, где считает нужным. Геймификация — это использование игровых механик в неигровом контексте. Задача геймификации — рост вовлеченности сотрудников в процесс работы. В процессе мотивации пользователь собирает награды, уровни, набирается опыта и проявляет себя с разных сторон. Главное правило — это то, что игра в бизнесе не бывает ради игры, игра направлена на достижение целей. Перед внедрением игровых механик ставьте себя на место пользователя и задавайте вопросы: что я получу, участвуя в этой механике, и где я реализую награду.
Предыстория создания мотивационного портала в компании Tele2
Tele2 — молодая и быстро развивающаяся компания, которая захватывает рынок мобильной связи в России. При таком стремительном развитии сотрудников требуется мотивировать на работу, поддерживать постоянный интерес и стремиться удерживать персонал. Успех компании напрямую зависит от работы персонала и достижения глобальной цели.
На момент внедрения нашего решения сотрудники пользовались порталом на базе СДО WebTutor, но требовалось доработать мотивационную сторону процесса, и поэтому определены следующие цели проекта:
Увеличение вовлеченности сотрудников розницы.
Снижение текучести персонала розничной сети.
Рост уровня и качества продаж.
Как мы это реализовали?
Для выполнения поставленных целей решили внедрить комплексный мотивационный портал, который держится на трёх китах: обучение, работа, мотивация. Сотрудники в офлайне выполняют рабочие обязанности, а в онлайне обучаются и зарабатывают бонусы. В проекте мы нашли баланс между материальной и нематериальной мотивацией, тем самым пользователи мотивированы зарабатывать поощрения, которые предлагает система.
Основные механики для мотивации
Мотивационные программы
Рейтинг по программам и статистика по продажам
Обучение
Бейджи
Программа направлена на достижение показателей продаж. Гибкая настройка позволяет подстроиться под сезоны продаж, цели и задачи бизнеса, и создать условия для достижения результатов. В программе установлены сроки, призы и обучающие материалы, которые служат рекомендациями для сотрудников в получении индивидуального бонуса. После завершения программы сотрудникам начисляются баллы из расчёта реализованных показателей, которые тратятся несколькими способами: переводом на счёт своего мобильного телефона, покупкой товаров в каталоге призов.
В рейтинге по завершённым мотивационным программам доступна информация по участникам и набранным баллам, а в статистике по продажам сотрудник в режиме реального времени смотрит показатели и понимает, в чем проседает, и вырабатывает для себя стратегию достижения целей.
Развитию сотрудников помогает каталог курсов, включающий в себя обучающие материалы по категориям и темам. За прохождение курсов сотрудник получает онлайн-сертификат. В статистике по успеваемости сотрудник оценивает уровень знаний, основанный на прохождении курсов, тестов, мероприятий.
Выдаются за:
Действия на портале — первый вход, отзывы по курсам, комментарии в форумах.
Прокачка знаний — прохождение курсов.
Профессиональная деятельность — прохождение обязательного обучения, достижение рабочих показателей.
В основе мотивационного портала используется система дистанционного обучения WebTutor. Эта СДО на основе стандартного функционала позволяет работать с электронными курсами и тестами — проходить, хранить и создавать историю прохождения, а модуль «Геймификация» — реализовать систему награждения за прохождение мотивационных программ, и затем приобрести товары за бонусы в каталоге призов.
Результаты внедрения
Проект был запущен в ОПЭ с июня 2018 года на всю Россию. Правильно выстроенный процесс мотивации действительно дал свои результаты и вот некоторые из них:
Количество участников первой мотивационной программы: 5100 из 7743.
Общая вовлеченность сотрудников составила 90%.
Рост продаж увеличился на 10% за счёт превышения плана.
Удовлетворённость мотивационным порталом составила 10%.
Проект окупился за 4 месяца.
Планы и перспективы
Как вы понимаете, это не конец истории и развитие мотивационного портала на этом не заканчивается. Начинается новый этап создания дополнительной мотивации сотрудников, который основывается на:
Участии в мотивационных программах командами и получение группового приза.
Вознаграждении за каждое пороговое значение в программе.
Включении блок-факторов в этапы программ.
И напоследок мы хотим сказать
Использование LMS — это способ, который добавляет в обучение удобство, гибкость и простоту управления, а также улучшает качество и продолжительность процесса обучения. LMS используются в любой отрасли или организации, которая нуждается в обучении сотрудников, клиентов или пользователей.
Автор статьи: Брагина Анна